1 Отредактировано Лариса (2006-11-13 02:32:51)

Тема: ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ .

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ
Литвак Михаил Ефимович
( Отрывки из книги )

М Е Т О Д И К А О Б У Ч Е Н И Я

В чем же принцип, суть методики? Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полу- шарие является эмоциональным, образным, левое - логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно и научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так,как это делали наши предки и еще способны делать наши де- ти.
Тестирование памяти.

Для того, чтобы контролировать свой рост, необходимо пе риодически (допустим, один раз в неделю) себя тестировать и сравнивать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенность и явится важным стимулом для дальнейших занятий.
ТЕСТ 1. Попросите, чтобы Вам прочитали 20 слов с паузой в 10 - - 15 секунд . Например : дом, кружка, дождь, стол, машина, пароход, ручка, телеви зор, кухня, земля, резинка, лыжи, скрепка,сова, самолет, де рево, балкон, море, свет, поворот . Воспроизведите эти слова в том же порядке . В случае , если слово "выпало" - одна ошибка , стоит не на месте - 0,5 ошибки .

ТЕСТ 2 . Аналогично , только с цифрами :
    1, 4, 2, 5, 1, 8, 6, 7, 8, 9, 18, 3, 26, 4, 0, 5, 4, 34, 9, 10.

ТЕСТ 3. Тестирование уровня яркости образов . Закройте глаза и представьте любой цветок . Можно ,например, розу . Оценку производить по следующей шкале :
    Не вижу - 0
    Еле заметные черты, которые быстро исчезают - 1
    Четкий черно-белый образ , но неустойчивый - 2
    Устойчивый черно-белый образ - 3
    Устойчивый цветной образ - 4
    Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами - 5
    Можете изменить его цвет ,форму и т.д. - 6
   

Для перехода к следующему разделу занятий желательно иметь шестой уровень по данной шкале .

Р А З Д Е Л 1 .

Развитие зрительного воображения .
Упражнение 1.1 .

Тренировка ритма внимания .

В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть толь ко на кисть (можно моргать) . Если внимание пытается "уйти" , постарайтесь его вернуть .

Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове ? Мысль есть энергия . Когда энергия не спокойна , а "носится" в хаосе , то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого ре зультата . Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состо яние легкости и свободы .
    Нужно начинать выполнять упражнения с 5 - 7 секунд , пос тепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны зани маться этим упражнением 10 минут . Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения , в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.).Уп ражнение освоено ,когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая , столько, сколько хотите . Постепен но Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет сос- тавлять особого труда.

Упражнение 1.2 .

Запечатление - стирание .

Найдите приятный Вам предмет, или безразличный . Смотрите на него неотрывно в течении 3 - 5 секунд, стараясь "сфотогра фировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 - 5 се кунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь вы дыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая ,выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 - 5 раз меняйте способ запечатле ния-стирания ,скорость, ритм. Постоянно ищите и находите но вые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения . Это позволит очень быстро двигаться вперед . Занимайтесь це лый день по нескольку минут маленькими отрывками . Не назна чайте себе твердого , конкретного времени дня, не откладывай те удовольствие . Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема.
    Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и дово дите до 50 раз . Ваша задача - научиться по желанию "повто рять" образ в воображении и "стирать" его . Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут . Лучше , если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг.
    Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувствуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем : в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна "пустой".

Упражнение 1.3 .

Запечатление - удержание.

В течении трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голо ве смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела ). Затем зак ройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответству ющий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной. Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по-друго му, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и под нимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень. Основные задачи упражнения : проработать (прочувствовать) все части тела , достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения . Когда Вы четко научились видеть запечат- ленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению .
    В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале вооб- ражения.
    Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда полу- чится с картинами , переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению .
    Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффек тивность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

Упражнение 1.4 .

Остановись , мгновенье .

В течении дня Вы имеете множество возможностей упражнять- ся. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на карти ну перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан под робнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает , пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием.
    Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при жела нии, их воспроизводить . Например : художник, поэт, компози тор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения . Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет "проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий "снимок". При чем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны ис чезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение от дыха и свежести в голове.
    Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, Вы получите возможность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепен ного погашения "мозговых шумов" , которые излишне перегружают Ваш мозг.

Упражнение 1.5.

Мгновенное фото.

Kогда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.д.,закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течении 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое 'мгновенное фото' и удерживать его в воображении столько, сколько захоти те. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, пе реходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, посмотрев на 'фото',видеть (и отвернувшись) на любом фоне за поминаемую картину.

Упражнение 1.6.

Живая фотография.

Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас по лучилось 'мгновенное фото', но Вы постарайтесь не останавли вать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете ожи вить 'картину' и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего.

Упражнение 1.7.

Манипуляция 'фотографией'.

Аналогично как в упражнении 1.5. Только теперь задача ус ложняется. Сфотографированные предметы нужно по своему жела нию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее оп ределенном направлении. Тренируйтесь до тех пор,пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.

Упражнение 1.8.

Фигуры.

Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру.Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество.Затем открываете глаза и выклады ваете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигу ру.Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом.По мере тренированности за поминаете разноцветные спички или палочки(количество,место расположения и цвет).Переходить к следующему упражнению можно в случае,если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.

Упражнение 1.9.

Умение видеть главное и особенности.

Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша зада ча-выкладывать из спичек ассоциации,которые они у Вас вызыва ют.(Hапример,трактор может вызвать ассоциации,соответствующие ломанным линиям от звука 'р-р-р').Спички можно ломать, класть в любом положении.Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ва ша задача после того, как закончили диктовать слова по сос тавленным Вами ассоциациям (спичками), воспроизвести их. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается ко личество слов. K следующему упражнению можно переходить в случае,если Вы можете составить ассоциации и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд.

Упражнение 1.10.

Обработка состояния 'пустоты' в голове и яркости воображения.

Выберете предмет или точку. Он должен у Вас вызывать при ятное или безразличное отношение. Смотрите на него, не о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чем не думая,сколько это будет воз можно, впитывая в воображение предмет. Kак только почувствуе те,что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения пред мета. Секрет упражнения заключается в следующем: когда у че ловека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый 'шум' имеет высокий уровень.За счет этого 'шума' человек ус тает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, информацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьезные трудности при отработке яркости воображения.

Упражнение 1.11.

Запоминание слов.

Hиже Вам будут предложены для запоминания слова и дан пример, как на основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ. Ваша задача попытаться запомнить зачитываемые Вам слова, составляя из них рассказ. Hачните с 20 слов и интерва ла между словами 30 секунд. Если Вы воспроизводите не менее 18 слов, можно увеличить нагрузку путем постепенного увеличе ния числа слов до 100 и уменьшения времени между словами до 2 сек. Число запомнившихся в процессе тренировок слов необходи мо довести до 2000. Опыт показывает - такой способ дает хоро шие результаты. Позднее попросите, чтобы Вам диктовали слова по 2 (затем соответствующая пауза), по три, по четыре, по пять и т.д. Перед тем, как запоминать, давайте подведем итог получен ным навыкам и знаниям: 1. Образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении. 2. Они должны быть в движении. 3. связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе 'похожести'. Итак попробуйте запоминать следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет,тет- радь,носки,воздух.

ПРИМЕР
    запоминания логически не связанных слов:
    Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, ко торая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ.Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда отк рываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дож дя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватае тесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю.
    Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикреп- ленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превраща ясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сто рону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпи чей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.
    Данное упражнение осваивается в сочетании с предыдущим из первого раздела.

Упражнение 1.12.

Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).

Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взле теть, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запомина нии определяется присутствием в образе большего обьема перво- го слова. Выше Вы познакомились со способом связки слов через рассказ. В дальнейшем будете знакомиться с новыми методами связки, которые нужно будет постоянно отрабатывать, выбирая для себя наиболее приемлемые, удобные. Идеальный вариант - это синтез всех приемов. Постарайтесь связать по два слова с помощью сокращения. Всего для выработки умения (знания - уме ния - навыков) нужно связывать примерно 100-150 пар. Параллельно продолжайте тренировки с запоминанием слов. Дове дите их до 100 пар и только после этого переходите к следую щему упражнению.

Упражнение 1.13.

Оживление (метод запоминания).

Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. те перь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупраж нявшись с живыми существами, переходите к оживленным предме там по той-же схеме.
    Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Всего "оживить" Вам предлагается 50 живых существ и 100 предметов. Можно предс тавлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предме тами.

Упражнение 1.14.

Взаимодействие с образами (метод запоминания)

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Предс тавьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять расс каз, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подгото вить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести" : цвета, ка ких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетек ли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

Упражнение 1.15.

"Перетекание"

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинако вый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощуще ния, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. До ведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1,5-2 часа. Попросите, чтобы Вам сначала медленно (с паузой в 20-30 секунд) диктовали слова или двига ли слайды. Возвращаться, повторять слова во время их запоми нания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страни цы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть). Та ким образом нужно связать не менее 50 пар для наработки уме ния (знание - умение - навык).

Упражнение 1.16.

Метод Цицерона.

Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расс тавляете их на заранее запомненных обьектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода. К каждому отдельному обьекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминае мую информацию.

Правила запоминания :
    а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места;
    б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
    в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.

Р А З Д Е Л VI

Запоминание цифровой информации.
Секрет запоминания цифр заключается в том,что каждой цифре от ноля до ста подбираются на основе "похожести" зрительные образы, которые отрабатываются при запоминании. Если появляется необходимость запомнить число,которое более ста,то мы образуем связку.
    Например, 101 : 100 - старинная пушка, т. е. два колеса - два ноля и ствол - единица; единица - копье. Пушку протыкаем копьем и получаем 101.
    Запоминание дат,телефонов,формул и т.д. производится в виде мнемосхемы,т.е. когда запоминают информацию,которую сложно связать в рассказ,Вы укладываете,т.е. связываете в соответствии с конкретными образами символы данной информации,прокручивая в воображении ленту образов от одного до ста. Когда отпадает необходимость держать эту информацию в таком виде,ее можно будет "стереть" (забыть).
    Не забывайте,что каждую цифру нужно воспринимать всеми пятью органами чувств одновременно,а также "оживлять"ее. Предлагаем вам самостоятельно, аналогично предложенному выше примеру, составить образы к цифрам. Это даст возможность прочувствовать этот процесс и затем, если не удастся к некоторым цифрам составить образы,очень легко и быстро воспринять образы, которые мы Вам предлагаем к цифрам. К каждой цифре нужно иметь как можно больше образов (минимум 2-3). Это обусловлено необходимостью в конкретной жизненной ситуации быстро и неосознанно подбирать нужный образ-цифру для запоминания. Когда будете читать примеры образов, предложенных Вам,постарайтесь их ярко представить,ощущая всеми органами чувств,а затем "найти" в них цифру (на основании "похожести").

С П И С О К цифр-образов:

1 - копье,стрела,гвоздь,карандаш,один рубль;
    2 - утка,рыболовный крючок,абордажный крюк,оценка,лошадь;
    3 - треугольник,трезубец,три рубля,оценка,сережка;
    4 - четырехугольник,топор,солдат отдает честь,пионер отдает салют;
    5 - девочка в белом фартучке (отличница), пять руб лей,оценка;
    6 - старушка сгорбленная,замок открытый навесной;
    7 - коса,мужчина в кепке с усами, дракоша (обжора);
    8 - очки,велосипед,две шестеренки,свадебные кольца;
    9 - мужчина с красным лицом, Карлссон, человек в чалме, Али-Баба;
    10- зонтик,грибок,десять рублей,воздушный шар,колесо с палкой, "десятка"-мишень;
    11- барабанные палочки, Буратино, лыжи, рельсы;
    12- календарик,удочка;
    13- черт,черный кот;
    14- стул (спинка слева), совок;
    15- игра "пятнашки";
    16- паспорт,замок с ключом;
    17- аттестат,выпускной звонок;
    18 - солдат, ножницы;
    19 - человек с ружьем, булава, носорог;
    20 - утка на озере, змея;
    21 - всадник на лошади, бутылка водки (2 - плохие ощущения, 1 - бутылка);
    22 - два веселых зажаренных гуся;
    23 - царь-лебедь (2 - лебедь, 3 - корона);
    24 - часы бьют 24 часа (Новый год), подумайте свой вариант - Дед Мороз, Снегурочка, елочка;
    25 - улитка (2 - тело улитки, изогнутое двойкой, 5 - раковины, т.е. дом улитки);
    26 - старушка на лебеди лебеде;
    27 - монах (2 - черный цвет; 7 - профиль монаха);
    28 - лебедь в очках;
    29 - слон выгнул хребет в виде трубы, человек борется со змеей;
    30 - вилы в луже, торт с тремя свечками, зеленый абажур (3 - зеленый, 0 - абажур);
    31 - самолет, Змей Горыныч ( три головы и один хвост);
    32 - голова быка (треугольное лицо, два рога), нос (треу гольный, две ноздри);
    33 - плачущий человек (33 несчастья), Христос;
    34 - вентилятор (три лопасти и четырехугольный корпус), зеленое знамя (3 - зеленое, 4 - знамя);
    35 - красная лилия (3 - лилия, 5 - красная);
    36 - зеленый кузнечик, градусник;
    37 - Сталин;
    38 - Берия;
    39 - Нептун (3 - зеленый, 9 - крепкий,большой),фашистская свастика (начало войны);
    40 - капуста (сорок одежек и все без застежек), на подно се стоит торт;
    41 - огонь,взрыв;
    42 - транспорт (прямоугольной формы - 4, две палки - 2);
    43 - радуга, битва на Курской дуге;
    44 - окно (четыре - прямоугольной формы, 4 - делится на четыре части);
    45 - салют, рейхстаг;
    46 - телефон (4 - корпус телефона, - трубка),барон со слугой;
    47 - Екатерина (4 - толстая, квадратная, 7 - украшения)
    48 - песочные часы, на книге очки;
    49 - Карлссон с банкой варенья;
    50 - собачья будка с круглым входом, красное солнышко, красная роза, помидор(5 - красный, 0 - круглая форма);
    51 - поросенок с торчащей изо рта морковкой, дом с дымо ходом справа;
    52 - избушка на курьих ножках;
    53 - Хрущев;
    54 - девочка в белом фартучке (5), с синим бантом (4);
    55 - красная звезда, две подруги-отличницы;
    56 - красный мак с черной серединкой;
    57 - горящее дерево (5 - огонь, 7 - дерево),семафор опу щенный;
    58 - вертолет (5 - форма вертолета, 8 - пропеллер);
    59 - человек-морж(5 - красный, 9 - здоровый);
    60 - Баба-Яга в ступе ( 6 - Баба-Яга, 0 - ступа),святой с нимбом;
    61 - груша ( 6 - плод, 1 - хвостик), лампочка,ракета;
    62 - шут (6 - согнутый, 2 - загнутые башмаки и колпак)
    63 - коляска с тремя лошадьми;
    64 - Брежнев;
    65 - болото (застой);
    66 - две вишни, силач;
    67 - смерть с косой;
    68 - лев, стоящий на задних лапах (герб Чехо-Словакии, конфликт), старушка в очках;
    69 - дружба (руки,которые тянутся друг к другу), дымящий паровоз (6- дым, 9 - огромный паровоз);
    70 - пылесос, Ленин;
    71 - мушкетер, Дон-Кихот, две скрещенные шпаги (одна из них сломана);
    72 - утка в кепке;
    73 - крокодил зеленый;
    74 - жираф;
    75 - заяц с белым передничком;
    76 - клюка из дерева;
    77 - Шапокляк с Лариской; железнодорожный знак;
    78 - петух поставил крылья, как руки в бок;
    79 - комар на воздушном шарике;
    80 - Мишка Олимпийский, Чебурашка;
    81 - Снеговик с метлой, пенсне;
    82 - черные очки;
    83 - медицинский символ (чаша со змеей), брови с глазами;
    84 - муравей;
    85 - Горбачев;
    86 - Чернобыль, йог;
    87 - человек с усами в кепке с двумя дынями;
    88 - крест (тысячелетие Крещения Руси), бабочка;
    89 - настольная лампа, депутатский значок;
    90 - медведь с бочонком, дедушка;
    91 - обезьяна ест бананы, бегемот с хвостом;
    92 - мужчина на костылях;
    93 - Царевна-лягушка;
    94 - колодец, бегемот на шкафу (боится уколов);
    95 - мужик в белом переднике (отличник);
    96 - собака или кот, которые гоняются за своим хвостом;
    97 - дровосек с топором;
    98 - мужик с бантиками;
    99 - кавычка;
    100 - пушка.
   

Р А З Д Е Л VII

Запоминание текстовой информации.

    Упражнение 7.1.

1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.
    2. Проверьте, связаны ли логическим переходом эти слова-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.
    3. Выпишите слова на отдельный лист и подчеркните опоры,выделенные красным цветом (выписываются подряд слова,под черкнутые красным и синим цветом).
    4. Составьте с ним рассказ и воспроизведите слова на другом листке.
    5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в во ображении).
    6. Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизводите текст. После отработки таким образом 30-60 страниц текста процесс начинает выполняться непроизвольно, т. е. уже не нужно будет проделывать это письменно.

Р А З Д Е Л VIII.

Совершенствование.
Упражнение 8.1.

Выключите телевизор, предварительно на месте экрана повесив белую бумагу или просто закрыв экран.Хорошо, если это будет увлекательный детектив. Попробуйте увидеть (вообразить), что происходит на экране, почувствовать запах, вкус, ощутить тактильно. Через 5-7 часов обычно ощущения начинают возникать сами собой, неосознано.

Упражнение 8.2.

Возьмите интересующую Вас художественную книгу, дочитайте до интересного, захватывающего момента и попытайтесь его развить в воображении, хотя бы в виде краткого плана на бумаге. Теперь сравните, много ли есть расхождений.
    Поупражняйтесь таким образом 2-3 недели, сравните его со своим первоначаль ным результатов и Вы заметите, что расхождений становится все меньше и меньше. Таким образом Вы сможете развить способности предвосхищения ситуаций(кроме яркости воображения). Старай тесь вести дневник контроля за развитием событий.

2 Отредактировано POL (2006-11-14 22:59:53)

Re: ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ .

Возьмите два карандаша (красный и синий).

Тут упёрся... Я дальтоник...