1

Тема: Что такое хорошо и что такое порно

Что такое хорошо и что такое порно

Не секрет, что порноиндустрия – самый распространенный в Интернете вид бизнеса. Борьба веб-мастеров, занимающихся эдалтом (англ. adult – взрослый, совершеннолетний; этим термином обозначаются сайты, ориентированные на соответствующую целевую аудиторию), за платежеспособных посетителей не знает себе равных по изощренности приемов. Причем приемы эти используются с расчетом на особенности психологии и поведения посетителя, точно знающего, за чем именно он пришел на подобный сайт.
Андрей Дронин

Как раз в тот самый момент, когда посетителя уже начинает раздражать обилие предъявленных ему рекламных изысков и он почти теряет надежду увидеть качественный фейк полового акта с Бритни Спирс в главной роли, ему и подсовывают феерическую картинку, предлагающую заплатить всего 15 долларов и целый месяц наслаждаться видами любимого туловища в различных позициях и комбинациях. Уставший от поисков и перевозбужденный ожиданием серфер тотчас же вписывает в форму номер своей кредитки и начинает качественно отдыхать. Использованные хозяином сайта технологии и приемы сделали свое дело – все счастливы.

Совсем иная картина получается, когда молодые или недобросовестные веб-мастера пытаются перенести применяемые в порноиндустрии приемы (далее мы будем называть их порнотехнологиями) на почву или, скорее, участок Сети, ничего общего с порнографией не имеющий. Обычно это вызывает лишь раздражение у обманутых или перегруженных рекламой посетителей и отрицательно, если не фатально, сказывается на репутации сайта.

Что же обычно понимается под порнотехнологиями?

Попытка классифицировать и развенчать порнотехнологии была предпринята столь любимым молодыми веб-дизайнерами Артемием Лебедевым еще в 1999 году, когда он посвятил этой теме один из параграфов своего «Ру/ководства» (www.design.ru/kovodstvo/paragraphs/41.html). Перечисленные тогда «шесть запретных приемов» действительно встречались в Рунете на отнюдь не эротических сайтах и, видимо, достаточно часто. С тех пор прошло много времени, Рунет повзрослел и избавился от многих детских болезней, пережил кризис и потихоньку входит в стадию цивилизованного зарабатывания денег качественным сервисом, а не инвестициями, в оправдание которых приходится потом загонять на сайт посетителей при помощи тех самых порнотехнологий. Сейчас подобные фокусы можно встретить разве что на «развлекательных порталах», да и то всевозможные «фоменки», «персики» и «пупсики» применяют их крайне осторожно. Предлагаю пройтись по сформулированным Лебедевым пунктам и посмотреть, что же с тех пор изменилось, что, возможно, добавилось и как это все работает.

«Не размещайте больше двух баннеров (468і60) на странице».

Действительно, наличие на странице большого числа баннеров – один из характернейших признаков порносайта.

На практике подобные трюкачества сейчас вообще стали невыгодны. Эффективность баннеров серьезно упала. Если 5 лет назад нормальным считался CTR на уровне 3–5%, то сейчас даже 1% считается серьезным достижением, да и суммы, предлагаемые рекламодателями за баннеропоказы, постоянно снижаются. Если вы не можете зарабатывать достаточные для выживания деньги парой рекламных площадок, то и наличие еще двух-трех вряд ли вас спасет. Лучше постарайтесь собрать вокруг своего ресурса качественную и заинтересованную в вашей информации аудиторию, с помощью которой сможете выгодно продавать два-три рекламных места.

В последнее время в моду входят новые рекламные форматы – так называемые Rich Media. В их числе те самые ужасные Flash-ролики, распахивающиеся на весь экран, «говорящие» баннеры и прочие совместные плоды нездоровой фантазии рекламодателей и веб-разработчиков. Они редко применяются на порносайтах, но являются самыми что ни на есть порнотехнологиями по причине своей невероятной назойливости. Всплывающее окно можно закрыть в долю секунды; поиск кнопки закрытия на Flash-баннере может занять ценное время, да и кто знает, есть ли она там вообще, эта кнопка, а если есть – действительно ли она закрывает баннер или ведет к заранее заготовленному рекламодателями счастью? Раздражение пользователя, оторванного от вожделенной полезной информации рекламным фейерверком, соизмеримо лишь с реакцией нимфоманки, партнер которой остановился за миг до оргазма и предложил купить замечательный кондиционер с 30-процентной скидкой.

«Не вешайте больше 5–6 кнопочек (88і31)».

Пожалуй, уже можно сказать, что времена, когда на сайтах красовались столбцы из десятка «кнопочек», прошли. Сегодня подобное безобразие можно встретить разве что на домашних страничках и на небольших сайтах, посвященных одной узкой теме. Однако совет остается в силе. Если вы не состоите в веб-ринге или денежных отношениях с сайтами, на которые хотите поставить «кнопку», то лучше вынесите все их на специальную страницу со ссылками на друзей-единомышленников. Причем от «кнопочек» лучше отказаться совсем, заменив их простым текстовым описанием, – посетитель только спасибо вам скажет за то, что вы не заставили его загружать лишние килобайты. К тому же правильный текст расскажет о рекомендуемом вами сайте гораздо больше и вызовет у серфера большее доверие, чем «кнопка», нарисованная не вами и зачастую не несущая никакой полезной информации, кроме логотипа.

Строго говоря, изобилие «кнопок» на сайте нельзя отнести к порнотехнологиям. Как правило, они невелики по объему (если, конечно, не используется анимация) и незначительно влияют на общий трафик, поэтому неудобство для пользователя заключается лишь в безнадежно испорченном дизайне. А это уже вопросы юзабилити, а не грязных рекламных технологий.

«Никогда не открывайте ссылки в новом окне».

«Желание открыть новое окно – первый признак того, что вы боитесь, что человек к вам не вернется», – утверждает Артемий, и с ним трудно не согласиться. Удерживайте посетителя качественным содержанием, а не постоянным наличием окна браузера с вашим сайтом на мониторе пользователя. В конце концов, в любом браузере есть простой способ открыть ссылку в новом окне, если это будет необходимо пользователю. Обычно для этого нужно просто при клике на ссылку удерживать Shift.

«Не вмешивайтесь в привычный интерфейс. Никогда не надо открывать окно во весь экран, пряча стандартную навигацию и меню. Пользователь всегда должен иметь возможность нажать на кнопку Back, и ничто не должно помешать ему это сделать».

Посетителю вряд ли понравится то, что его лишили привычных инструментов управления ситуацией. Представьте себе, что на телевидении какой-нибудь из каналов станет на время показа рекламных роликов блокировать переключатель каналов или регулятор звука. Народный гнев не заставит себя долго ждать.

Добавим, что ни в коем случае не стоит скрывать в статус-баре адрес, на который ведет ссылка, какими-либо другими надписями.

Еще один, к счастью, мало распространенный прием – автоматическое занесение сайта в закладки браузера или, что еще хуже, установка сайта в качестве стартовой страницы. Решиться на подобный шаг может только совсем потерявший совесть беспринципный веб-мастер. И делают – очень многие сталкивались с этим явлением на практике; более того – среди мегабайтов разнообразного спама, тяжелым потоком льющегося в почтовые ящики, нет-нет, да и промелькнет объявление о продаже скриптов, реализующих означенную функциональность.

Конечно, наличие ссылок «Занести в закладки» и «Сделать стартовой» на ваших страницах не является чем-то аморальным и может помочь неопытным серферам, но даже у них надо обязательно спрашивать подтверждения любого действия.

Возможно, перенаправление пользователя при совершении им каких-либо действий на другой сайт и не принято считать порнотехнологией, но имеет смысл на всякий случай заклеймить позором и этот прием. Повторим еще раз, что посетителю ни в коем случае нельзя ничего навязывать. И если он против своей воли попал на какой-либо сайт, который, вероятно, и мог бы его заинтересовать, попади он на него по собственному желанию, то, скорее всего, первым рефлекторным его желанием будет непрошеное окно закрыть.

К порнотехнологиям относится также накрутка различных рейтингов путем размещения счетчиков в скрытых фреймах или окнах браузера. Несмотря на то, что пользователь их не видит, множество скрытых окон доставляют ему немало неудобств. Особенно учитывая тот факт, что из панели задач они никуда не исчезают. И самое главное – за время, потраченное на загрузку изображений счетчиков и кода, открывающего эти окна, пользователь расплачивается из своего кармана.

Более распространенный вариант описанного выше приема – периодическое обновление основного окна браузера с целью ротации баннеров. Особенно часто этот прием встречается в разного рода чатах (раз уж страница все равно постоянно обновляется), но этим не брезгуют и довольно солидные проекты. Живой пример – страница результатов поиска на AltaVista. Раздражает неимоверно. А все из-за человеческой жадности.

Автор не берется утверждать, что порно – это обязательно плохо. Ханжеству и лицемерию не место на страницах уважающего себя журнала. Как ни крути, порносайты многим помогают скрасить одиночество и сублимировать зависимость от необычных пристрастий, а кое-кому – неплохо на всем этом заработать. И если вы из числа последних, вам прямая дорога к трем китам русскоязычного эдалта: www.rusadult.com, www.master-x.com и www.traffic-list.com. Там вас научат всем премудростям порнобизнеса в Сети, и порнотехнологии, часть которых описана в этой статье, станут для вас средством извлечения прибыли. Но если вы не хотите иметь ничего общего с извращенцами, беспокоитесь за репутацию своего сайта и качество его аудитории, то не стоит злоупотреблять терпением посетителей. Аккуратный дизайн, четкая и ясная структура и навигация, оригинальный контент – и все у вас получится.

Если же вы обычный серфер, не желающий столкновения с порнотехнологиями, то автору остается только напомнить вам притчу о том, что лучшее противозачаточное средство – это кефир, который надо принимать не до или после, а вместо. В Сети очень много качественных сайтов, способных утолить вашу жажду информации, не раздражая всякими ухищрениями. И вам наверняка эти сайты известны. Если же весна и Бритни Спирс все-таки не дают вам покоя, то используйте Opera, Mozilla или NetCaptor, где очень многие излишества вроде поп-апов можно отключить. Правда, за качественные фейки, как правило, все равно придется платить. Но это уже совсем другая история...

Андрей Дронин,
anryseagull@iworld.ru

Всплытие покажет

«Если человек закрыл окно, ни в коем случае не открывайте взамен другое (или то же) окно».

Всплывающие (pop-ups) окна, чаще называемые специализирующимися на порноресурсах веб-мастерами «консолями», – один из самых распространенных приемов в порнотехнологиях. Однако сейчас, когда стандартные баннеры приносят мало пользы как рекламодателям, так и хозяевам сайта, многие вынуждены использовать их для показа рекламы. В последнее время не брезгуют этим даже такие солидные, казалось бы, проекты, как сервер почтовых рассылок Yahoo! Groups, – недаром модераторы потихоньку стали переводить свои рассылки на другие площадки, например, на SmartGroups.

Консоли являются одной из наиболее часто встречающихся порнотехнологий и заслуживают внимательного рассмотрения. Их можно разделить на три типа, различающихся уровнем раздражения, которое они вызывают у пользователя. К первому из них относятся так называемые входные консоли, которые в простейшем случае вызываются при помощи следующего JavaScript-кода.

Самая простая консоль, представляющая собой просто новое окно, создается тремя строчками кода:

<script language="JavaScript">
window.open("primer.html");
</script>

Входные консоли обычно не рекомендуются к употреблению даже в кругу эдалт-веб-мастеров, которые понимают, что за такой прямолинейный подход серфер может обидеться и на них.

Нередко встречается промежуточный тип консолей, которые вызываются по наступлении события onLoad:

<body bgcolor="#FFFFFF"
onload="window.open(’primer.html’)">

Такая консоль может и вообще не успеть появиться, если серфер по какой-либо причине не дождется завершения загрузки страницы. Консоль открывается, когда загрузится вся ваша страница:

Но, пожалуй, самый распространенный тип консолей – выходные, которые открываются при закрытии пользователем вашей страницы:

<body bgcolor="#FFFFFF"
onUnload="window.open(’primer.html’)">

Покидая вашу страницу, пользователь будет немало удивлен и раздражен неожиданным появлением нового окна браузера. У такого подхода есть и еще один существенный недостаток – новое окно будет открываться при переходе по любой ссылке, в том числе и внутри сайта. Многие веб-мастера для того, чтобы пользователи не считали их совсем уж клиническими идиотами, смягчают давление и помечают такие ссылки как не требующие поддержки рекламной атакой:

<a href="..." onClick="exit=false">

Код активизации консоли при этом выносится в отдельную функцию, которая проверяет значение переменной exit:

<script language="Javascript">
var exit=true;
function exitcon() {
if (exit) open("primer.html","console3");
}
</script>

В тег <body>, естественно, вставляется вызов этой функции:

<body bgcolor="#FFFFFF" onUnload="exitcon()">

Существует и методика «заражения консолью». Создается специальная консоль-«вирус», которая не видна на экране, поскольку координаты ее расположения находятся за пределами ширины и высоты экрана (например, <...top=2000 left=2000>. В нее помещается JavaScript-код, активизируемый событием onLoad, который, к примеру, каждую минуту открывает очередное всплывающее окно. Вся прелесть этого способа заключается в том, что консоли появляются перед серфером еще некоторое время после ухода с сайта. А закрыть консоль-«вирус» можно только нажав Alt+F4, да и то, если догадаешься о ее существовании.

Естественно, мы столь подробно рассмотрели консоли вовсе не за тем, чтобы вы ими злоупотребляли. Во-первых, теперь вы понимаете, каким образом функционирует назойливая порнореклама, и готовы в случае необходимости отключить поддержку JavaScript или вообще перейти на браузер Opera, где поп-апы элементарно отключаются в настройках, а чрезвычайно удобные mouse gestures (жесты мышью) позволят вам манипулировать окнами быстрее, чем они манипулируют вами. Во-вторых, вам, возможно, все-таки придется использовать поп-апы для рекламы, так что, зная свою аудиторию и виды поп-апов, вы сможете выбрать и реализовать наиболее для вас подходящий. Но, прежде, чем сделать этот рискованный шаг, трижды подумайте – доходы от рекламы, могут и не покрыть потерю аудитории.